Ingress: карта невидимого города

Многопользовательская геолокационная игра Ingress была выпущена компанией Google в 2012 году. Ingress интересен по многим причинам — как первая массовая игра с дополненной реальностью, как предшественник сверхпопулярной Pokemon GO, как пример самоорганизации активных сообществ, как площадка для внутриигрового искусства и, в какой-то мере, как пример успешного создания игрового мира руками игроков. Речь идет о возможности создавать порталы, которая была доступна игрокам в течение нескольких лет. Порталы это основные объекты, с которыми могут взаимодействовать игроки — их захват и удержание являются целью игры. Все они привязаны к некоторым географическим координатам и объектам в реальном мире.

В силу этих своих качеств Ingress стал объектом большого количества междисциплинарных исследований [1-5].

Приведем выдержку из правил подачи порталов на рассмотрение:

КРИТЕРИИ ОДОБРЕНИЯ
Хорошие порталы помогают агентам открыть для себя их район и радоваться ему, например:

СКРЫТАЯ ЖЕМЧУЖИНА ИЛИ ГИПЕРЛОКАЛЬНАЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ

  • Популярное место, куда вы отвели бы друга, впервые показывая ему район
  • Популярное место, где собираются жители, но за пределами сообщества оно мало кому известно
  • Туристические места, которые показывают местный колорит и культуру, и которые делают ваш район уникальным
  • Нестандартные туристические места (т.е. если бы вы не были местным, то не факт, что знали бы  о них)
  • Места для туристов-авантюристов (смотровые башни, обсерватории, знаки, маркеры на вершинах гор и пр.)

Очевидно, авторы игры поощряют создание порталов на месте различных гиперлокальных достопримечательностей, странных, почему-либо выделяющихся мест. Это отчасти согласуется с сюжетом и сеттингом Ingress — игры о тайнах, заговорах, скрытых от сторонних глаз сражениях, которую при желании можно отнести к жанру городского фэнтези.  Неоднократно выдвигались предположения о том, что игра спроектирована Google с целью сбора географической информации о труднодоступных и малозаметных местах [4].

На июль 2016 г. игроками были предложены 15 млн порталов , из которых 5 млн включены в игру. Количество игроков на данный момент оценивается в 7 млн человек, то есть удельная активность игроков по созданию игрового мира оказалась весьма высока.

Следует отметить, что в 2015 году прием новых порталов был прекращен. Примерно в это же время началось движение в сторону коммерциализации игры (порталы на банкоматах, внутриигровые предметы с рекламой спонсоров, игровая валюта, магазин), что совпало выделением разработчика игры компании Niantic из состава Google в отдельную компанию.

В результате длившейся несколько лет игры-эксперимента была создана карта “невидимого города” — путеводитель по затерянным во дворах граффити, мемориальным табличкам, ЖЭК-арту и другим, местами довольно странным, объектам. Количество порталов в Москве достигает 15 тыс. Как отмечено в [1], Ingress можно рассматривать как демократичную форму выставочного кураторства по отношению к стрит-арту.

Однако в настоящий момент доступ к этим данным затруднен, так как официальный интерфейс игры не позволяет ни экспортировать их для дальнейшего анализа, ни даже осуществлять поиск по названиям порталов. Представляется интересной и полезной задачей получение полноценного и удобного доступа к базе порталов Ingress, — как для изучения практик игры, так и в силу самостоятельной ценности этих данных о городском пространстве.

К счастью, разработчики игры не предпринимали никаких дополнительных усилий по затруднению доступа к данным.  Наиболее простой способ их выгрузки состоит в использовании  Ingress Intel — официальной карты порталов на сайте Ingress. Энтузиастами проведен реверс-инжиниринг запросов, которые страница с картой отправляет на сервер, и создана библиотека на языке python (https://github.com/lc4t/ingress-api), позволяющая их автоматизировать. Можно отправить запрос с указанием границ на карте и получить данные обо всех порталах, входящих в данную область. Ingress хранит очень мало внеигровой информации о портале — только название, координаты и фотографию. Интересна задача их классификации, а также анализа их географических свойств, — что, однако, остается за рамками данного исследования.

Нами были выкачаны порталы в Москве и выполнено их отображение на карту Google Maps. Также был создан интерфейс, с помощью которого можно осуществлять фильтрацию порталов по названию, а также помечать их принадлежность к категории стрит-арта. Встроенными средствами Google Maps выполняется кластеризация — объединение большого количества близко расположенных порталов, что упрощает взаимодействие с картой.

Таким образом было найдено много сотен объектов стрит-арта, которые, насколько нам известно, не были отмечены ни на какой другой карте. Многие из порталов в Ingress уже утратили актуальность и связаны с объектами, прекратившими свое существование. Таким образом можно рассматривать эти данные как платформу не только для гиперлокального краеведения, но и для цифровой археологии.

Мы надеемся продолжить работу по картографированию окружающего нас “невидимого города”. Все порталы Москвы, в т.ч. приведенные в статье, доступны здесь: Интерактивная карта порталов Москвы в Ingress

Литература

  1. Erin Stark (2016). “Playful places: Uncovering hidden heritage with Ingress”. In Michele Willson; Tama Leaver. Social, Casual and Mobile Games: The Changing Gaming Landscape. Bloomsbury USA. pp. 149–163. ISBN 9781501310584.
  2. Шмелева Е. В., Глазков К. П. «Город-понарошку»: идеи ситуационизма в контексте геолокационных игр //Интерактивный город: городская жизнь в эпоху новых медиа. – Новое литературное обозрение, 2017.
  3. Antoniou V., Schlieder C. Participation patterns, VGI and gamification //Proceedings of the Agile. – 2014.
  4. http://observer.com/2012/11/much-like-goog-411-googles-new-augmented-reality-game-ingress-is-a-genius-ploy-to-get-you-to-collect-data/
  5. Kabernik V. More than Just a Game: Impact of the Ingress Project on the Internet and Security //Security Index: A Russian Journal on International Security. – 2013. – Т. 19. – №. 4. – С. 89-90.
[наверх]