Дайджест за июнь

(и самое начало июля, потому что мы протупили)

Для начала – появился анонс конференции “Компьютерные игры: культурные интерфейсы и социальные интеракции”, которая пройдет этой осенью при участии ЛИКИ и СИ РАН:
Тематика самая широкая, как, увы, водится; срок подачи заявки — 10 сентября.

А так, в июне внезапно много всего произошло, и, вопреки обыкновению, частично это все даже было зафиксировано через посредство различных медиа.

Начнем со столичных видео – можете сразу скроллить вниз к замкадным текстам:

30 мая Moscow Game Center провел свою последнюю лекцию в прошедшем учебном году, и вот появилась запись.

А в связи с тем, что ВОЗ что-то там про зависимость бла-бла-бла, MGC выложили запись лекции Ольги Морозовой — «Что на самом деле известно о видеоигровой зависимости».
Что мы на самом деле думаем о заголовках в стиле «Медузы», не скажем.

Достигнув десятилетнего возраста, «Гараж» заговорил об играх.

14 июня – устами Александра Ветушинского, который летсплеил «критические» игры (запись стрима не сохранилась).

17 июня случилось неслыханное: Федя Балашов (участник творческого объединения IBORG) по скайпу провел беседу с дуэтом Tale of Tales, Ауреей Харви и Михаэлем Самином. Ужасающее трехступенное эхо в трансляции мы сочли доказательством того, что с нами разговаривают духи далёкого прошлого. После недлинного разговора состоялась сессия в The Endless Forest, и демиурги этого мирка даже специально провели небольшой традиционный перформанс — Абиогенезис. Редакция gamestudies.ru приняла участие в этом пире художественного духа, но скриншоты не сохранились, потому что игра плохо работает.
Однако на Твиче пока есть запись стрима. (упд: извините, пока мы готовили дайджест, запись пропала — “Гараж” не дорожит своим стримерским наследием)

28 июня Борис Клюшников и Елена Клабукова провели невероятно умилительный летсплей по Dark Souls. Ник Ланд, темная философия, неолиберальная бюрократия и способы и преимущества умирать посреди нее, чего не могут game studies – и мн. др.

(В пандан – Валя Голев в начале июня чуть-чуть писал о смерти в играх тоже)

3 июля наши друзья из творческого объединения IBORG вернули нормальную арт-повестку – летсплели свои игры, а также чужие, но близкие по духу.
(Ребята, кстати, и сами стримят понемногу арт-игры на Твиче)

Наконец, 5 июля Юрий Юркин стримил игры Михаила Максимова – в присутствии и с комментариями автора. Симпатично сразу оговоренным отказом делать из игр искусство, и вообще – хорошо.

Максим Максимов. Пастбище (2016)

Сегодня, 6 июля, веселье, возможно, достигнет своего апогея (вариант: дна), и целый коллектив этих самых москвичей – Лена Клабукова, Борис Клюшников, Сара Кульман, Саша Обухова, Дмитрий Хворостов, Максим Подвальный – проведет панельную дискуссию, посвященную экспериментальной музеологии – в, да, Counter Strike.

В целом то, что в отношении игр (и в рамках программы IAM) делает этим летом «Гараж», описывается так:

«Вечерняя программа Let’s play будет посвящена такому феномену мира компьютерных игр, как игры, созданные дизайнерами, художниками или энтузиастами из багов, системных ошибок и других недочетов. Компьютерные игры до последнего оставались оплотом линейной логики, с четко определенными задачами, внятным противостоянием и т. п. Но в крайне подвижном и неустойчивом мире игровой процесс все чаще состоит из странных движений, неочевидных задач и непонятных выборов. Игровые сессии будут комментироваться стримерами, визуальными антропологами и искусствоведами».

Еще Гриша Пророков дочитал небольшой курс по истории видеоигр в Некрасовке, и есть записи всех четырех лекций. Следом Гриша сделал ролик о «ритмических» играх.

А на выставке выпускников Школы Родченко затесалась галерейная гта-машинима Ани Ротаенко, герой которой, “как и герой Бодрова, стремится вырваться из лживой двойственности искусства в эпоху капитализма, и зачастую — жесткими методами”, которой нет в интернете, в связи с чем мы решили не добавлять ее в дайджест: того, чего нет в интернете, не существует.

Но бог с ними, с москвичами и их видосами. Теперь в регионы и устаревшие медиа навроде буков и звукв:

15 июня в Петербурге ЛИКИ провели очередное заседание регулярного исследовательского семинара — Маргарита Скоморох (как раз одна из иборгов) рассказала о цифровой эстетике в компьютерных играх. Разговор был поставлен широко – от природы дигитального, которое усматривается отнюдь не только в новейших «компьютерных» медиа, до роли, статуса и проблематизации пикселя как аналога (противоположности?) «аналогового» мазка в живописи – что отразилось на характере последовавшего обсуждения. Иллюстративным материалом выступили такие проекты, как Panoramical и Proteus, но вы не увидите этого в аудиозаписи семинара/

И на этом ЛИКИ закончили исследовательский сезон, написав напоследок подробный отчет о своей деятельности в весеннем семестре – со всякими полезными ссылками/

На DTF перевели Костера про насилие и борьбу с ним в Ultima Online, очень классная и длинная история об институциональном дизайне.

На русском издали книжку “Кровь, пот и пиксели” – с байками о создании игр, в основном ААА.

Наконец, в июне состоялась E3, о которой мы ничего не сумели сказать, но сумели феминистки сказать.

И отдыхаем на хабре от гуманитариев:
а) про Age of Empires II в пробирке.
б) потрясающая история про команду хакеров Xbox Underground. Ты такой сливаешь карты для Halo до релиза, а вскоре уже подумываешь продавать симуляторы для пилотов армейских вертолетов США арабам – такой вот “натурализм виртуальных миров”.

Что касается нас самих (gamestudies.ru) — в июне мы опубликовали три текста.

Юля Кожемяко написала постмортем своей игры Lattice — там с картинками про решётку, Парнас-сити и «Подлинность авангарда» Краусс.

Костя Ремизов перевел статью Дэниэла Рейнольдса «Натурализм виртуальных миров» (The Fibreculture Journal #16, 2010), и она прямо хорошая – касается некоторых стретегий трансгрессии в, казалось бы, “готовом” пространстве игры (трактующейся здесь в первую очередь как этот самый “виртуальный мир”).

И поскольку кроме летсплея в «Гараже» о «новостных» играх в июне говорили в паблике помянутой Ольги Морозовой «Игрология» — по поводу того, что игре про водителя Uber дали какую-то премию в области «серьезных игр» — мы собрались выложить текст Андрея Муждаба из прошлогодней монографии ЛИКИ, про эти самые news games – потому что автору кажется, что ситуация особенно не изменилась и проект вовсе не сулит никакого продуктивного концептуального обновления журналистики. «Или игры, или новости».
Тем не менее, есть куда работать – например, говорить о “серьезных играх” в Госдуме и проводить джемы в РАНХиГС, чем и занимается предводительница “Игрологии”.

Kabul Kaboom [2001]
[наверх]