Школа дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантская школа по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, Институт социально-гуманитарных наук ТюмГУ приглашают на онлайн-конференцию «Забота и видеоигры», которая пройдёт с 26 по 28 мая в онлайн-формате.

Тема заботы в game studies стала постепенно набирать актуальность приблизительно с начала 2010-х. Рассмотрение видеоигр через призму этики заботы, исследование практик заботы о себе в видеоиграх, феноменологический анализ заботы как фундаментального опыта бытия-в-игре уже сформировали классическое наследие дисциплины. Отдельный ряд вопросов встает в связи с дизайном серьезных игр в сфере caregiving как профессии, self-help’а и организации социальной взаимопомощи. Формирование устойчивого тропа «заботящегося героя» (The Last of Us, The Last of Us Part II, God of War, Witcher III и др.) также взывает к критическим исследованиям. Понятие заботы занимает центральное место в феминистской этике и философии, что поднимает целый ряд вопросов о гендере, расе и классе в видеоиграх.

https://design.hse.ru/news/1855

Желаем коллегам повторить успех прошлогодней конференции об эстетике добра и зла в играх!

С 12 по 23 ноября в рамках магистерской программы Digital Arts (-Da.) в Дальневосточном федеральном университете проходил интенсив “История современных искусств”. Интенсив вели арт-менеджер и куратор Яна Гапоненко и инди-разработцица и архитектор Даша Насонова. Курс был направлен на осмысление концептов внутри нарратива философской мысли и искусства начала 21 века.

В течение 12 дней студенты -Da. создали онлайн-проекты, рефлексирующие на тему формы искусства в эпоху пост-интернета. Для визуализации терминов постгуманизма магистранты выбрали цифровой художественный метод – видеоигры. Так интенсив получил второе название – “Art Games”.

Студенты разбились на 7 команд и выбрали 7 актуальных терминов – от антропоцена до феминизма. Каждая концепция легла в основу отдельной видеоигры. Основным рабочим инструментом команд была Unity 3D.

Среди студентов не было профессиональных разработчиков или тех, кто имел базовый опыт в разработке видео-игр. Однако под руководством кураторов все семь команд на две недели превратились в полноценные инди-студии. В каждой был сценарист, программист, художник и звукорежиссер.

Итоговые проекты команды представили на открытой презентации 23 ноября, где посетители тестировали получившиеся видеоигры.

[ читать целиком ]

15 июня в Институте философии СПбГУ (ауд. 8) Маргарита Скоморох, сотрудник ЛИКИ, участник творческого объединения I.B.O.R.G., прочитает доклад «Восьмибитные реки, пиксельные берега: цифровая эстетика в компьютерных играх». [ читать целиком ]

17 мая в 17.17 в Институт философии СПбГУ (ауд. 108) состоится круглый стол «Компьютерные игры как проблема эстетики и медиафилософии», организованный совместно Лабораторией исследований компьютерных игр (ЛИКИ) и Российским эстетическим обществом (РЭО).

Программа круглого стола

Модераторы: Артем Радеев (д.ф.н. доц. кафедры культурологии, философии культуры и эстетики Института философии СПбГУ) и Александр Ленкевич (сотр. Центра медиафилософии, организатор семинара ЛИКИ)

Докладчики:

Константин Очеретяный, к.ф.н., уч. секретарь Центра медиафилософии, сотр. ЛИКИ
Герменевтика компьютерных игр

Никита Добряков, студент Института философии СПбГУ
Интерактивное кино, игра и эстетика взаимодействия

Алина Латыпова, секретарь семинара «Визуальные практики», сотр. Центра медиафилософии, сотр. ЛИКИ
Глитч-поворот: обживание зон иррационального

Любовь Яковлева, к.ф.н., доц. кафедры философии и культурологии СПбГУП
Проблема автореферентности в компьютерных играх

Участники обсуждения: В. В. Савчук, д.ф.н., проф., директор Центра медиафилософии (СПбГУ); К. П. Шевцов, д.ф.н., проф., заведующий ЛИКИ; А. Д. Муждаба, редактор gamestudies.ru, сотр. ЛИКИ; А. О. Царев, маг. Институт философии СПбГУ, сотр. ЛИКИ; М. М. Скоморох, аналитик цифрового искусства, сотр. ЛИКИ; С. С. Буглак, геймдизайнер, сотр. ЛИКИ; В. В. Кириченко, уч. семинара ЛИКИ; К. А. Ермилов, к.ф.н., доц., уч. семинара ЛИКИ, А. Ю. Тылик, к.ф.н., глава контрольно-ревизионной комиссии РЭО, Д. А. Поликарпова, ответственный секретарь РЭО, студентка факультета свободных искусств и наук СПбГУ и др.

[ читать целиком ]

Совсем скоро состоится одно из главных научных мероприятий года по исследованиям видеоигр.

11 мая (пятница) Moscow Game Center совместно с Центром изучения компьютерных игр Университета Ягеллона в Кракове при поддержке Польского Культурного Центра в Москве проводит тематический воркшоп “Видеоигры и геополитика”. В качестве докладчиков у нас выступят сотрудники и исследователи Ягеллонского университета (Польша), сотрудник Университета Марии Склодовской-Кюри (Польша), а также – что просто огонь! – нынешний президент Ассоциации исследователей цифровых игр (DiGRA), сотрудник Абертейского университета (Шотландия) Уильям Хубер!

12 и 13 мая (суббота и воскресенье) Moscow Game Center совместно с Отделением социокультурных исследований РГГУ проводят уже третью ежегодную конференцию по академическим исследованиям видеоигр – на этот раз на тему “Смерть и макабрическая эстетика в видеоиграх”. Среди участников – сотрудники MGC из МГУ и РГГУ (Москва), сотрудники ЛИКИ из СПбГУ (Санкт-Петербург), студенты и магистранты из РГГУ (Москва), СПбГУ (Санкт-Петербург) и УрФУ (Екатеринбург), а также сотрудники и исследователи из Мальтийского университета (Мальта), Ягеллонского университета (Польша) и Бергенского университете (Норвегия). Ключевые докладчики – сотрудница Маастрихтского университета Карен Венц (Нидерланды) и сотрудник Мальтийского университета Дэниэл Велла (Мальта).

В России такого еще точно не было! Пропускать такое ни в коем случае нельзя!

Расписание всех трех дней доступно по ссылке: http://moscowgamecenter.tilda.ws/schedule-2018

Регистрация на мероприятие: https://rimconference.timepad.ru/event/717303/

11 и 12 мая мероприятия будут проходить в B&D (Институт бизнеса и дизайна), 13 мая – в РГГУ. Адреса можно посмотреть по ссылкам выше.

В «Электромузее» Объединения «Выставочные залы Москвы» открывается выставка «Games Not Games», посвященная социокультурному феномену видеоигр.
С развитием и доступностью технологий производства, помимо крупных коммерческих студий, выпускающих игровые блокбастеры (вроде RockStar, Blizzard и т.д.), видеоигры стали предметом исследования многих независимых разработчиков – небольших студий или отдельных художников. В фокусе выставочного проекта – новые эксперименты в области языка и форм видеоигры. Участники проекта рассматривают видеоигру, как нечто выходящее за рамки привычной схемы, включающей победу или поражение, акцентируются на ее художественной части. Компьютерная игра – это синтез искусств, где игрок – полноценный участник и соавтор воплощения художественного замысла создателей. Выставка будет интересна широкому кругу посетителей.

Участники: Supr (Юля Кожемяко), Маргарита Скоморох, Михаил Rfdshir, Ian MacLarty, Pol Clarissou, Wasdswag (Федор Балашов), Pippin Bar, Patrick Stefaniak и др.
Кураторы: Федор Балашов и Юлия Кожемяко

[ читать целиком ]

До 7 апреля продлен прием заявок на конференцию, о которой мы забыли тут написать. Заявляйтесь обязательно!

Отделение социокультурных исследований РГГУ, Центр изучения религий РГГУ и Философский факультет МГУ приглашают принять участие в конференции «Видеоигры: исследование, критика, дизайн», которая состоится 12-13 мая 2017 года в стенах Московского Государственного Университета и Российского Государственного Гуманитарного Университета.

Сайт конференции

25 ноября в Институте философии СПбГУ пройдет конференция “Медиареальность: возможность рационального постижения”, в рамках которой ЛИКИ проведет секцию, посвященную компьютерным играм. Вот соответствующий кусочек программы, которую можно посмотреть целиком на сайте Центра Медиафилософии. Приходите! Конференция будет проходить в Институте философии СПбГУ (Менделеевская линия, д. 5, ауд. 108, 3 этаж).

14.30–16.30 Секция. Компьютерные игры как новые интерфейсы рациональности
Ведущий
– Шевцов Константин Павлович. Регламент: 20 мин. доклад и вопросы.

  • Буглак Сергей Сергеевич, геймдизайнер, зам. зав. ЛИКИ (СПб) Хардкор-рациональность компьютерных игр
  • Кузнецова Яна Дмитриевна, студ. (СПб) Миф в компьютерных играх
  • Ленкевич Александр Сергеевич, сотрудник Центра медиафилософии (СПб) Hotline experience: монтаж опыта в компьютерных играх
  • Скоморох Маргарита Марковна, соискатель, старший аналитик ЛИКИ (СПб) Zero-player games: змеи, лестницы и алгоритмы
  • Латыпова Алина Раилевна, сотрудник Центра медиафилософии (СПб) Как быть (с) NPC: возможен ли диалог в игровых мирах?
  • Царев Алексей Олегович, маг., аналитик компьютерных игр (СПб) Minecraft: игра как система
  • Горгуца Сергей Юльевич, маг. (СПб) Конструирование геймера. Образ игрока, создаваемый разработчиками, священниками и психологами

30-31 октября 2015 года в Институте Философии СПбГУ в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге – 2015 кафедра культурологии, теории культуры и эстетики, Центр медиафилософии, Лаборатория исследований компьютерных игр, Лаборатория визуальной экологии проводят Всероссийскую научную конференцию с международным участием «Медиасреда: поле битвы или стихия взаимопонимания?».

Сегодня мы не представляем нашу жизнь вне медиа: без перманентной информационной «подзарядки» от новостных каналов, без фотоотчетов о своей жизни в социальных сетях, без способов общения, навязываемых нам сетевой коммуникацией, без подпитки от интерфейсов и нарративов компьютерных игр, без постоянного online-присутствия. Медиа получают власть определять «то, что есть», а медиасреда на всех уровнях охватывает существование современного человека, регулируя стили чувственности, предопределяя модели желания. Смещаются границы привычного, модифицируются традиционные техники ориентации в мире. Все эти перемены требуют своевременной аналитики: выработки культурных стратегий и описания новых парадигм мышления.
<…>
Конференция, помимо рассмотрения (не)традиционных тем, сопряженных с проблематикой медиа, подразумевает также проведение секции по теме медиавойн в компьютерных играх и о самом феномене компьютерных игр.

Крайний срок подачи тезисов — 19 октября 2015 года. Вся информация — на сайте Центра медиафилософии.

В 2013 и 2014 году ЛИКИ и Центр медиафилософии уже проводили масштабные конференции, специально посвященные изучению компьютерных игр. К слову, материалы прошлогодней конференции в скором времени будут опубликованы в электронном виде — в том числе и на gamestudies.ru.

20-22 июня 2013 года в Санкт-Петербурге при участии философского факультета СПбГУ, Исследовательского центра медиафилософии и Лаборатории компьютерных игр пройдет конференция Компьютерные игры — театр активных действий.

Ознакомиться с анонсом, перечнем тем и условиями проведения конференции можно по ссылке. Крайний срок подачи тезисов для участия в конференции — 25 мая 2013 г.

Из анонса:

… есть нечто новое в отношении игр. Они способны компенсировать потребности в труде, в осмысленности существования, участии. Неуклонный прогресс безработицы делегирует игре важные функции: гасить в нескончаемости процесса игры активность безработных, нереализовавшихся людей … Если игры в целом, и компьютерные в частности, «проигрывали» взрослую жизнь, готовили к будущим социальным ролям, давали практический навык будущим труженикам, воинам, матерям, гражданам, то современные компьютерные и сетевые игры рикошетом бьют по самой жизни, их породившей.